Archive:

18 Причин считать меня чокнутым

В личном блоге мне периодически пишут комментарии, что я псих. Однажды я задумался над тем, что побуждает людей писать такое (причем они совершенно искрене верят в то, что я опасен для общества, как показало достаточно долгое общение с одним из них на Mail.Ru) и решил проанализировать возможные причины.

  1. Особый стиль изложения — писать о достаточно обычных вещах с позиции Стороннего Наблюдателям, т.е. человека «свалившегося с Луны» или видящего явление в первый раз или плохо понимающего, что происходит. Это сочетание двух факторов — жизни в изоляции в течение достаточно долгого времени, и действительно желания научиться видеть мир именно так, потому что такое восприятие помогает увидеть и воспринять гораздо больше информации и искать какие-то новые, необычные решения.

  2. Неприятие оффлайнового имени. Одно из самых частых непониманий, причем даже со стороны весьма достойных людей. Хотя тут все достаточно просто: называя кого-то определенным именем, мы локализуем его в рамках представлений, сязанных с этим именем, отделяя его от других людей. Когда это имя Сетевое, то в этом ничего плохого нет: человек сам выбрал, кем ему быть, и сам выбрал имя, соответствующее этому образу, а если он вдруг перестанет ему соответствовать, ничто не мешает ему перименоваться. С оффлайновым именем все сложнее: оно дается родителями принудительно, а смена его — процесс довольно сложный, да и людьми воспринимается не совсем хорошо.
    И обращение по оффлайновому имени — это попытка загнать человека в рамки представлений о нем его родителей. Соответственно, если отношение к родителям негативное, то это вызывает неприятие.

  3. Вера в биоэнергетику и возможность Управления реальностью (ДЭИР, биоэнергетика, трансерфинг и т.п.). Как правило, если причина в этом, то оказывается, что обвиняющий меня в сумашествии человек по воззрениям материалист. Что на это можно сказать… Это скорее проблема всей Западной цивилизации. Материалистическое видение мира — это хороший инструмент для решения конкретных практических задач, но в глобальном плане (на уровне вопросов «зачем мы живем» или «как надо жить») — это путь вникуда (точнее, либо в депрессию, либо в одержимое потребительство с самого момента истинного осознания своей смертности). И рано или поздно человечество научится сочетать материалистический и мистический подходы к жизни (если, конечно, раньше не случится какой-нибудь глобальной катастрофы). Сюда же, кстати, следует отнести поиск тайных знаков во многих явлениях, имеющих как-бы случайный характер.

  4. Знание собственной даты смерти. Это то, что в НЛП называется разрывом шаблона, т.е. ситуация, ощутимо нарушающая привычное восприятие мира, и вводящая в трансовое состояние, поэтому этой дате уделяется гораздо больше внимания, чем он заслуживает. В моем восприятии это такая же часть общих данных о человеке, как и дата рождения, и не более того, и вспоминаю я о ней только дважды в году. А вообще, это вполне закономерное следствие пункта 3.

  5. Крайне отрицательное отношение к родителям. Непонимание по этому поводу меня реально удивляет. Неужели стереотип, что детство — такой счастливый период жизни, настолько силен, даже несмотря на полное бесправие ребенка и игнорирование его интересов и желаний родителями? Тут мне сказать нечего, кроме того, что я надеюсь, что однажды все изменится, и говорить о том, что детство было счастливым, станет просто неприличным.

  6. Отношение к противоположному полу, семье, браку. Я всегда знал, что оно весьма ощутимо отличается от общепринятого, но долго не мог понять, почему все так реагируют на это отличие. Потом прочитал некоторые статьи по этологии человека (в частности, статью Протопопова «Трактат о любви, как понимает ее жуткий зануда», ссылку на которую я уже раза два выкладывал), и кое-что прояснилось. Так вот, для меня не действует «принцип незаменимости самки», т.е. женщина не имеет некоторой априорной ценности только потому, что она женщина. В результате следует полное неприятие некоторых норм поведения по отношению к ней и попытку заменить «ценность самки» на «ценность человека». У тех людей, у которых высокая примативность (т.е. преобладание «обезьяних» инстинктов над разумным поведением) это вызывает агрессию.

  7. Излишняя растянутость изложения — следствие травмирующего воздействия школы на психику. В школе мне очень тяжело давались сочинения (так как по темам, которые там были, мне просто было нечего сказать), и я выработал себе установку в ситуациях, когда конечная цель написания не ясна (а в блоге это почти так) писать так, чтобы написанное занимало как можно больший объем. Достигалось это, в основном, за счет вводных слов и просто «тяжелых» речевых оборотов.
    Кроме того, я стараюсь полностью исключить возможность непонимания, поэтому часто пояснения некоторых вещей кажутся избыточными. Еще один момент — программистский стиль мышления, когда в середину одной мысли вкладывается другая, поясняющая ее, в нее третья, а потом сначала заканчивается третья, потом вторая, потом первая (полная аналогия с вызовом процедур). И так уровень вложенности (назовем ее глубиной стека) может достигать четырех, тогда как большинство людей плохо воспринимает уровни вложенности больше двух.

  8. Готовность выносить на публику все. Тут можно ответить только одно: главная задача блога — это отображение моей жизни, тонее, тех ее моментов, которые считаю нужными зафиксировать. И если кому-то кажется, что писать об чем-то недопустимо, то это его проблемы, а не мои.

  9. Крайне негативное отношение к дням рождения и борьба за Непразднование. Тут совпадает два момента: с одной стороны это классическая игра по Берну, которую можно было бы назвать так «я хочу рассказать вам, как плохо мне было в детстве и хочу заставить вас с этим считаться» (которая в случае неполучения мной желаемого переходит в «ну, я вам покажу!»). С другой стороны, на интуитивно-иррациональном уровне у меня есть ощущение, что этот день более опасен для человека, чем любой другой (при прочих равных внешних условиях), а попытка прожить его как обычный день (что и предполагает истинное Непразднование) но не могу это логически обосновать и донести до других людей, но в то же время это не позволяет мне прекратить игру, даже если самому надоедает. И третий момент — Непразднование находится на уровне моей самоидентификации, т.е. «Непразднующий боец» является частью ответа на вопрос «кто я».

  10. Непрощение. Я помню все свои обиды (точнее, вспоминаю о них в подходящих ситуациях), и при каждом удобном случае рассказываю о них, пытаясь заставить окружающих с ними считаться и/или оказать помощь в исправлении. Пожалуй, это второй по частоте момент, на который реагируют как на патологию, но на самом деле это еще одна игра по Берну, которая является более общим случаем описаной в пункте 9. Рассказывать о ней подробнее я не буду, чтобы не давать возможности кому-либо ее прервать. Также замечу, что иногда я использую эту игру как средство выключения «психологической невидимости» (об этом, наверное, я целое отдельное сообщение напишу).

  11. Ощущение превосходства над другими. Это качество очень часто приписывается мне ошибочно. Долго не понимал, откуда это берется, но сейчас проанализировал подобные ситуации и выявил две причины. Перая — люди плохо видят разницу между двумя понятиями, которые я часто употребляю: «обычные люди» и «обыватели». Они похожи по звучанию, но разница Словосочетание «обычный человек» никакого негатива в себе не несет, это просто способ проведения границы между собой и другими людьми. Вместо этого можно было бы говорить, например, «одушевленная часть мира, не являющаяся мной».
    А вот слово «обыватели» действительно имеет очень сильно негативный оттенок. Им я называю тех людей, которые не ограничивают себя в простых материальных/физических проявлениях, в то время как у меня это умение себя ограничить считается одним из высших достоинств человека. (Позже, когда я узнал о психософии Афанасьева и понял, что это всего лишь свойство одного из типов этой типологии, в который я и попадаю, но это понимание этого находится на логическом уровне, а на эмоциональном ничего не изменилось.)
    Вторая причина — это то, что по моим представлениям, стиль общения на домашней странице, в блоге и на нейтральных ресурсах должен различаться, а люди этого не понимают. Домашняя страница — это место, где полагается либо восхищаться ее автором, либо его ненавидеть, но в любом случае, пропасть между посетителем и владельцем страницы огромна. Блог — это место, где есть две роли, «хозяин» и «гость», и у хозяина чуть больше возможностей, но дистанция между ними не очень велика. И наконец нейтральная территория предполагает общение на равных.

  12. Ощущение собственной Избранности. Часто путают с ощущением собственного превосходства, описанное в п.11. На самом деле это совершенно не так. Избранность — это ощущение особого предназначения, особенной задачи в жизни. К другим людям (с точки зрения выше/ниже) она прямого отношения вообще не имеет. Исключением является только одна ситуация — так называемые «самочьи привилегии». Отказавшись (см. п.6.) признавать «принцип незаменимости самки», я пытаюсь заменить его «принципом незаменимости человека», причем незаменимость определяется как раз его предназначением в жизни, отсюда и требование себе этих самых привилегий. (Забавно, кстати, как недальновидные люди пытаются выискать тут скрытый гомосексуализм или что-нибудь подобное.)

  13. Ненависть к спаму. Еще одна ситуация, когда в одно место сходится несколько самых разнообразных причин. Изначально возникла, когда я сидел на GPRS со строгим лимитом расхода денег в месяц ($40). Тогда каждое спам-сообщение отбирало у меня невосполнимую часть жизненно-важного ресурса — доступа в Сеть. К тому же более быстрый расход траффика вынуждал меня лишний раз вставать из-за компьютера и выползать в оффлайновый мир, чтобы купить карточку, чего я терпеть не мог. Третья причина — ранговые заморочки. Спаммер — это существо, присвоившее себе право отбирать у других людей время и траффик, не спрашивая их согласия и ничего не давая взамен. С точки зрения этологии это типичное поведение высокорангового самца по отношению к низкоранговому. В результате когда есть адрес для ответа спаммеру, возникает желание перевести взаимодействие с рангового на человеческий уровень и доказать на нем спаммеру, что как человек он ничтожество, раз выбрал для себя путь воровства, хотя Сеть полна возможностями честного заработка. И последняя причина — наиболее отвратительным является то, что спаммеры занимаются этим ради денег, более того, я приписывал им следующую позицию «людишки, которые получают спам и жалуются, что у них это отбирает деньги, сами виноваты, что не могут заработать достаточно», что автоматически включало спаммеров в категорию обывателей, описанную в п.11. (Были бы они борцами за какую-либо идею, пропаганда которой запрещена легальными средствами, например, расизм или свержение конституционного режима, я бы относился к ним совсем иначе.)

  14. Постоянные самокопания. Когда мне на это указывают, как на недостаток и советуют «просто жить», я бываю в шоке. У меня не укладывается в голове, как попытку познать себя можно считать недостатком. И сказать мне тут просто нечего, кроме одного: «просто жить я не умею». (Кстати, как правило, такие советчики обладают первым уровнем РСИ.)

  15. Непризнание локальных норм. Мое поведение часто считают неадекватным в тех ситуациях, когда я сталкиваюсь с конфликтом между локальными и глобальными нормами поведения. Пример: глобальная норма «в общественных местах недопустимо бить кого-либо по голове, а если такое случилось, то тот, кого ударили, имеет право на самозащиту и/или привлечение правоохранительных органов». Локальная норма: «если обстановка к этому располагает, то знакомого человека можно стукнуть по голове, если делать это не больно». Так вот, этих самых локальных норм для меня просто не существует, я всегда веду себя в соответствии с глобальными. (Кстати, именно поэтому я не люблю всякие праздничные мероприятия, где этих самых локальных норм возникает более чем достаточно.)

  16. Другая система приоритетов. Я ставлю внутренний комфорт гораздо выше почти всех внешних условий (кроме разве что самого минимума, необходимого для жизни). Это определяет мое отношение ко многим внешним ситуациям и ценностям. Особенно не люблю ситуации, когда нужно «преодолевать себя» исключительно ради получения каких-то внешних результатов, не имеющих внутренней ценности.

  17. Агрессия как реакция по умолчанию. Я часто реагирую грубостью или агрессией в тех ситуациях, когда от меня требуется эмоциональная реакция, а у меня реакции для такой просто не предусмотрено (как правило, такое бывает, когда я в ситуацию попадаю впервые, видимо, одномерная соционическая Черная Этика сказывается), а тот, кто требует этой реакции, не делает каких-либо попыток помочь мне в выработке этой реакции. Не могу сказать, чтобы мне это нравилось, но иначе просто не умею. А со стороны действительно смотрится не совсем адекватно.

  18. Жить по уму. Единственный вариант жизни, который я приемлю — это «жизнь по уму» — четкое понимание своих целей, задач и вариантов действия с выбором лучшего с логическим обоснованием и просчетом всех возможных вариантов. И больше всего в людях не приемлю именно НЕЖЕЛАНИЕ думать, и если сталкиваюсь с таковым, то всеми силами стараюсь заставить человека думать.

Написано в 2009 году

Вернуться к оглавлению раздела «Архив»