Archive:

Каким я бы сделал идеальный мир

Однажды в одной группе ВКонтакте в целях сбора информации о видении мира представителями различных социотипов предложили такое задание: «каким вы бы сделали мир, если бы обладали неограниченной властью». Текст, который я тогда написал, отражает мою жизненную позицию по целому ряду вопросов, которую я когда-то собирался изложить на этом сайте, поэтому я решил поместить его сюда.

Начнем с того, что я считаю основой любого общества: с идеологии. Я бы назвал ее «Новым Общественным Договором»: «Долг человека — Служение обществу, долг общества — обеспечить подходящие условия для этого Служения». (Служение подразумевается в средневековом смысле этого слова.) Прямое следствие: технократическая мораль, при которой признается изначальная неравноценность людей, а ценность каждого человека определяется степенью его полезности обществу.

Религия

Традиционные мировые религии трансформируются в религию Единого Информационного Поля Вселенной. Согласно ей, высшей силой в мире является это самое Единое Информационное Поле, обладающее двумя основными свойствами: всезнание (т.е. знание о том, что произойдет в любой точке пространства-времени при любом варианте выбора, сделанного любым участником предшествующих событий) и возможность упорядочивать мир, противодействуя естественному хаосу и разрушению (выражаясь языком физики, целенаправленно уменьшать энтропию любой системы). Душа человека — это часть этого Единого Поля, временно утратившая связь с основной его частью ради жизни в физическом теле (вспоминается то ли буддистская, то ли даосская метафора о воде в кувшинах и в реке). Но даже утратив связь, человек может находиться либо в состоянии гармонии с Единым Полем (и такой человек по жизни идет легко и все у него получается как бы само собой, то, что в Симороне называется состоянием парения, а в отдельных случаях — проявляться экстрасенсорные способности, а после смерти его душа легко воссоединится с Единым Полем), либо в состоянии дисгармонии (и тогда человек будет притягивать к себе разного рода неприятности, а после смерти не сможет воссоединиться с Единым Полем и либо пойдет на перерождение в другом теле, либо, в случае, если дисгармония с миром оказалась слишком уж сильной, в призрака или иную подобную сущность). При этом состояние гармонии или дисгармонии определяется самим человеком, тем, насколько его мысли и поступки соответствуют мировым законам, определенным этим Единым Информационным Полем. Аналогов Дьявола в этой религии не существует, зло рассматривается как следствие недостатка гармонии (примерно так же как холод и темнота не являются самостоятельными явлениями, а являются недостатком тепла и света). «Грехов» в этой религии только два: глушить в себе связь с Единым Полем и совершать насилие над собой, живя не своей жизнью, ставя какие-то внешние цели, идущие вразрез со своими истинными потребностями.

Главная цель этой религии — научить человека чувствовать в себе эту связь с Единым полем, восстанавливать ее в случае утраты, и сверять по ней согласованность своих действий с мировой гармонией. При этом самому Полю до человека в общем-то дела нет. (И вообще взаимодействие человека с ним похоже на взаимодействие радиостанции и приемника: станция вещает и не знает, есть ли приемник вообще, а приемник может быть либо на нее настроен и принимать музыку, либо нет, и тогда будет только шум и треск.) Как следствие, эта внутренняя гармония будет важнее достижений в мире внешнем, и вообще все люди будут гораздо интровертированнее (в бытовом смысле), чем сейчас.

Положительными будут следующие качества: быть таким каким есть и в соответствие с этим выбрать себе достойную цель в жизни и достижение ее достойными средствами, гармония с окружением и умение согласовывать свои интересы и чужие, неторопливость, углубленность в себя, умеренность, баланс межу действием и созерцанием. Осуждаться будет материальная озабоченность, излишняя спешка в погоне за чем-то сиюминутным. В таком обществе будет бессмысленно «потребление ради статуса», столь распространенное сейчас, а темп жизни будет примерно такой, какой был в конце XIX — начале XX века. Конкуренция между людьми — крайне отрицательное явление: будет считаться, что у каждого человека в жизни настолько уникальное дело, что его никто другой не заменит, а если вдруг два человека оказались конкурентами, значит как минимум один из них живет не своей жизнью.

Политическое устройство

Технократическая монархия. Во главе государства стоит император, обладающий неограниченными полномочиями. Однако монархия не наследственная, а выборная. Далее идут 4 ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная и Комитет Общественного Развития. Законодательная власть — выбирается на прямых выборах, глава исполнительной назначается императором (но может быть отозван законодательной властью). В Комитет общественного развития отбираются люди, показавшие достойное Служение обществу и живущие в соответствии с моралью этого общества.

Государственные должности могут занимать люди, являющиеся профессионалами в связанной с этой должностью отрасли + имеющий управленческие навыки. (Т.е. министром обороны может быть только военный, министром образования — человек, проработавший сколько-то лет в школе или в ВУЗе, и побывший ректором/директором школы и т.д.) Если в стране все более-менее в порядке, император не вмешивается в деятельность ветвей власти, а является скорее центральным символом того самого Служения, о котором говорилось выше. В критических ситуациях (война, масштабные стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п., а так же угроза раскола общества) он берет все управление на себя, чтобы минимизировать время реакции системы власти и собрать воедино все необходимые ресурсы. Император стоит как бы «над законом» и может вмешиваться и в судебную деятельность в тех случаях, когда формальный закон идет вразрез со здравым смыслом и справедливостью, причем как в сторону признания виновным, так и оправдания.

Роль Комитета Общественного Развития заключается в контроле за соответствием всех видов деятельности официальной морали/идеологии, пресечению распространения информации, котрая либо аморальна, либо подталкивает к асоциальному поведению, либо просто негативна, через централизованные СМИ (но при этом в Интернет информация будет ходить свободно и будет доступна тем людям, которые целенаправлено захотят ее увидеть, изъявив это желание наобором соответствующего поискового запроса), а так же анализу долгосрочных социальных и экологических последствий всех сколь-нибудь крупных проектов.

Если государство достаточно велико по территории, то на региональном и местном уровне существуют аналогичные структуры (кроме императора), и большинство вопросов решается именно на этих уровнях. На местный и региональный уровень идет большая часть налогов, а центральное правительство занимается только теми вопросами, которые требуют согласования целей и усилий всех регионов (оборона, внешняя политика, крупные проекты типа космоса или «строек века»).

Экономика

Смешанного типа, ближе к социализму. Добыча сырья и стратегически важные отрасли принадлежат государству, в остальных областях возможно и частное предпринимательство. Однако при этом существует сильно нелинейная прогрессивная налоговая шкала (т.е. чем больше соотношение твой доход/средний доход по стране, тем больше налог). Имеются аналогичные ограничения на процент прибыли для бизнеса. В результате частный бизнес всегда будет оставаться мелким и средним, никогда не дорастая до крупного (возможно, будут и законодательные ограничения для этого).

Кроме того, законодательно ограничивается доля затрат на рекламу и маркетинг (так как за них в конце концов, приходится платить потребителю, а ему это совершенно не нужно), а так же существуют меры, ограничивающие возможность делать быстроломающиеся вещи (не очень понимаю, как это сделать, разве что ввести жесткие стандарты на все виды продукции). Кроме того, реклама должна иметь строго информационный характер, т.е. рассказывать о тех или иных свойствах продукта уже замотивированному потребителю и о том, где можно этот продукт купить, но не создавать потребность искусственно и не создавать привязок между обладанием продуктом и теми или иными человеческими качествами или общественным статусом. Следить за этим (и соответствием рекламы морали) будет опять же Комитет Общественного Развития.

Одним из самых принциипальных изменений будет отмена права передачи имущества по наследству, после смерти человека все будет отходить государству. Это будет дополнительным стимулом для людей жить здесь и сейчас в соответствии со своими истинными потребностями, а не «застревать» на материальных благах.

Такое перераспределение средств позволит государству гарантировать всем гражданам некий минимум удовлетворения базовых потребностей в еде, жилище и т.п. В результате отпадет необходимость работать только для того, чтобы прокормить себя и страх перед увольнением, и начинаются значительные изменения во всей системе трудовых отношений. Во-первых, увольняются (сами или по инициативе работодателя, возможности которого по увольнению будут расширены) наименее мотивированные и эффективные сотрудники, на рынке труда остаются только те, кто действительно умеет и хочет работать (для самовыражения или для того, чтобы жить лучше, чем на социальном минимуме). В результате произойдет скачок производительности труда. Во-вторых, часть тех, кто ушел с работы, сможет переучиться и более эффективно реализовать себя в каком-то другом виде деятельности. В-третьих, в условиях отсутствия понятия «престижная работа» и родительского давления, при наличии идеологической установки «будь таким, каким ты есть, не занимайся насилием над собой» человек изначально, с подросткового возраста, будет выбирать тот вид деятельности, к которому более всего предрасположен. В-четвертых, решится транспортная проблема больших городов: люди будут либо снимать квартиры рядом с работой (жилье не собственное, а арендуется у государства, по крайней мере, в городах), либо наоборот, искать работу рядом с домом. В результате на работу человек будет приходить более бодрым, а не уставшим после длительной поездки в переполненном транспорте, что так же скажется на производительности труда в лучшую сторону (а так же приведет к улучшению экологической обстановки, как следствие, улучшению здоровья, что опять дает рост производительности труда).

В результате малый бизнес будет строиться не по принципу «владелец, гонящийся за прибылью, и наемные сотрудники, которым в общем-то ни до чего нет дела», а «группа людей, совместно работающих над интересным делом, которое к тому же может принести прибыль, которая будет распределена пропорционально между ними». Так же будет активно применяться работа на неполную неделю, удаленная, по гибкому графику и т.п. Потребительские кредиты будут запрещены как средство порабощения, несоответствующее официальной морали. (А вот кредиты для бизнеса вполне допустимы.)

В значительной степени будет изменено отношение к авторскому и патентному праву, а так же коммерческой тайне. Свобода распространения информации будет одной из высших ценностей, ее сокрытие будет допускаться в узком перечне ситуаций (в основном, связанных с безопасностью). Книги, музыка и видео и документация по производству любого товара будут распространяться по Интернет свободно, а роль звукозаписывающих студий, издательств и т.п. сведется только к осуществлению соответствующих технических процессов. Труд авторов будет оплачиваться напрямую путем добровольных пожертвований (при этом социальный минимум гарантирует, что автор не умрет с голода даже если его книги будут маловостребованными). Исчезнет такое понятие, как «раскрутка автора», люди активнее будут заниматься самостоятельным поиском, и найти что-то интересное будет считаться своего рода достижением. Любое изобретение или знание о технологическом процессе сразу же будет становиться достоянием всего человечества. Однако поскольку изобретательская деятельность иногда требует весьма приличных вложений денег, фирмы осуществляющие ее, будут получать налоговые льготы (правда, не очень понятно, как именно оценивать стоимость изобретения). В целом должно получиться так, чтобы все крупные производители вели исследовательскую деятельность совместно, а не тратили ресурсы на изобретение нескольких почти одинаковых решений независимо друг от друга. Кроме того, в таких условиях любой желающий (обладающий достаточными знаниями) сможет предложить свои улучшения технологических процессов, и такие ситуации будут нормой, а не исключением.

Денежная и паспортная системы

Система денежного оборота будет полностью электронная, возможно, с демерджем (регулярным уменьшением номинальной стоимости денег) для стимуляции развития экономики. Это значительно упростит предпринимательскую деятельность и контроль за сбором налогов, усложнит незаконный оборот денег и получение взяток. В качестве средства идентификации личности будет универсальная электронная карточка с привязкой к биометрическим данным. Использование такой карточки в сочетании с проверкой голоса, отпечатков пальцев, сетчатки глаза и ввода ПИН-кода будет приравниваться к собственноручной подписи, что позволит решать большинство вопросов, связанных с взаимодействием человека и государства, через любой компьютер, оборудованный соответствующим считывателем, не выходя из дома (например, подать налоговую декларацию, судебный иск и т.п.). Так же с помощью этой возможности государство будет выступать в роли «электронного нотариуса» при заключении различных договоров между гражданами. Каждый гражданин будет идентифицироваться именем и уникальным номером, который будет присваиваться ему при рождении. При этом имя можно будет легко сменить, а вот номер будет даваться раз и на всю жизнь (может быть, имеет смысл сделать номер скрытым, т.е. он существует для внутреннего пользования в базе данных государства, примерно как id пользователя на форумах или ВКонтакте).

Возраст совершеннолетия

Возраста совершеннолетия как такового не будет. Вместо него будут «уровни социального развития», из которых жестко привязанным к возрасту является только первый — возраст, после которого становится возможным привлечение к уголовной ответственности, к этому же возрасту будет привязан «возраст согласия», скорее всего, это будет 14 лет. Остальные уровни выдаются при прохождении проверки на готовность человека брать на себя ту или иную ответственность, а так же соответствие его моральным ценностям общества. Всего уровней будет пять:

I уровень — привлечение к уголовной ответственности, получение универсальной электронной карточки; II уровень — появляется возможность владеть имуществом, выполнять работу, не требующую специализированных знаний, которые должны быть подтверждены дипломом; III уровень — возможность работы, требующей специализированных знаний (за исключением работы с повышенной социальной ответственностью), возможность заниматься предпринимательской деятельностью; IV уровень — возможность работы с повышенной социальной ответственностью (такой, от которой зависит жизнь человека, его безопасность, или эта работа оказывает огромное влияние на личностное развитие, например, полицейские, учителя, врачи, пилоты, машинисты, спасатели, эксперты-взрывотехники, военные на командных должностях), только начиная с этого уровня можно заводить детей; V уровень — высшие государственные должности.

Так же будет система подсчета заслуг человека перед обществом (нечто аналогичное expirience в компьютерных играх), которая будет определять приоритеты в ситуациях, когда несколько человек претендуют на один и тот же общедоступный ресурс (например, донорский орган для пересадки или хотя бы место в очереди). По идее, она должна быть нелинейной, иначе старики почти всегда будут иметь приоритет.

Уклад жизни

Семья в ее традиционном виде прекратит свое существование как устаревшая структура, которая стала барьером, мешающим человеку эффективно служить обществу. В основном люди будут жить «мультиячейками» — небольшими сообществами примерно по 6-10 человек (так выгоднее экономически), выбирая друг друга на основе психологической совместимости и общих интересов. (Это не значит, что жить парой или в одиночестве будет запрещено, просто встречаться такое будет редко.) При этом состав ячейки будет динамическим, т.е. возможен свободный уход или включение новых людей. Такие понятия как «супружеская верность», «ревность» устареют (так как первое противоречит официальной идеологии, заставляя человека самоограничиваться вопреки своим желаниям ради какого-то абстрактного понятия, а второе ничего хорошего, кроме разрушенных отношений, не дает), нормой станет то, что сейчас называют «свободная любовь».

Система воспитания и образования

Уйдет в прошлое стереотип о том, что дети должны быть у всех. Дети будут только в тех мультиячейках, в которых у всех участников будет внутренняя потребность и психологическая готовность в этом (и это будет проверяться с помощью каких-нибудь тестов), но зато у таких людей детей будет много. Так же будет генетический контроль (чтобы не рождалось уродов) и будет принцип неоказания помощи детям до 5 лет (по крайней мере, бесплатной) в ситуациях, когда известно, что без серьезного постоянного медицинского вмешательства все равно такой ребенок жить не сможет. Эвтаназия для взрослых так же будет разрешена. Кроме того, воспитание детей будет считаться работой и оплачиваться государством (это необходимо для того, чтобы детям уделяли все время, а не оставшееся от работы в уставшем и недовольном состоянии), а родители/воспитатели (не знаю, как их правильно называть в случае мультиячейки) предварительно проходят обучение. Ключевым принципом воспитания будет «не мешать ребенку нормально развиваться, остальное природа сделает сама».

Начальное обучение где-то до 9 лет происходит дома, в мультиячейке (учат читать, писать, считать и т.п.), так как это позволяет лучше учесть индивидуальные особенности ребенка и показать ему, что учиться может быть интересно. Далее начинается систематическое обучение.

Однако обучение значительно отличается от современного. Во-первых, оно имеет уровнево-модульный характер (как современные тренинги для взрослых). Т.е. сначала есть некий минимальный уровень знаний, который требуется освоить за год, а дальше можно проходить модули (впрочем, мне больше нравится термин «испытания») по собственному выбору, причем они к году обучения не привязаны. Каждое испытание — это не просто набор знаний по предмету, а некая конкретная задача, в которой требуется объединять знания из различных областей, и которая в идеале имеет какой-то результат, который можно увидеть на практике. Испытания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. (Так, например, испытание по математике+физике+труду может заключаться в том, что нужно самостоятельно рассчитать и сделать какое-то практически полезное устройство, по истории — изучить и разыграть сцену из какой-нибудь наиболее понравившиеся эпохи с воспроизведением тогдашних костюмов, предметов быта, и т.п.) Это позволит научить самостоятельно искать информацию и собирать воедино знания из различных областей, а так же обучит навыкам самостоятельной организации коллективной деятельности. Значительное внимание будет уделяться и развитию личной ответственности и самоорганизованности, а так же умению оценивать свои силы. Так же будут даваться основы правовой грамотности, чтобы человек с детства знал свои права и умел их отстаивать. Тут важно большое внимание уделить качеству самих учителей. Главным критерием будет умение пробуждать в ученике веру в себя, учить его находить в себе ресурс (в НЛП-шном понимании этого слова) для решения задачи, а так же думать самостоятельно. А за внушение ребенку, что он такой-сякой тупой, неспособный и т.п., увольнять как за профнепригодность с понижением до III уровня.

После окончания среднего образования человек уходит из родительской мультиячейки (в идеале переселяется в другой город) и обрывает всяческие связи с ней. Это нужно для того, чтобы родители не могли оказывать ему помощь в карьерном росте, поступлении в ВУЗ или каким-то иным образом создавать неравные условия для старта. (В идеале это должно обеспечиваться общественной моралью, но тут не уверен, что получится, пожалуй, преодоление родственных связей будет одной из самых сложных задач при построении нового общества.)

На следующем этапе, в высшем и профессиональном образовании упор делается на именно на знания, а не на личностные качества, и имеется больший объем обязательных предметов/испытаний. Однако при этом остается тот же модульный принцип, хотя и с большим количеством обязательных модулей. При этом время прохождения каждого модуля не ограничено, но зато обязательным условием является получение работоспособного результата. (Т.е. тройки из жалости за кое-как сделанный курсовой, как это часто бывает в современных ВУЗах, будут невозможны.) В идеале неплохо было бы организовать возможность выборочного прохождения испытаний в различных ВУЗах (но плохо представляю, как это организовать технически). Вступительные экзамены проводят либо сами ВУЗы, либо они определяют количество и типы испытаний, которые человек должен был пройти в школе.

Оценок как таковых не существует ни в школе, ни в ВУЗе. Вместо оценок будут отзывы комиссии, принимающей результаты пройденного испытания, причем список пройденных человеком испытаний и мнение комиссии будут общедоступными (например, через Интернет). Аттестатов с медалями, Красных дипломов и тому подобного формального неравенства не будет в принципе. Образование будет полностью бесплатным, причем в любое время можно будет допройти любое испытание или даже освоить целую новую специальность. Это позволит людям более гибко реагировать на изменения в экономике (отмирание одних отраслей и возникновение других) своевременно переучиваясь, причем будет происходить саморегулирование «снизу».

Исключение — ситуация, когда человек уезжает на постоянное место жительства за границу. Тогда он должен выкупить себя у государства, вернув все, что было на него потрачено. Кстати, из заграницы (если, конечно, государство не будет всемирным) будет постоянно делаться образ врага, назло которому нужно быть достойным человеком и хорошо работать, а люди, уехавшие туда жить, будут объявляться предателями и врагами народа (или наоборот, память о них будет уничтожаться полностью, как в «1984» Оруэлла).

Наука

Открытость информации, новая система образования, ориентирующая на самостоятельное мышление, наличие людей с достаточным количеством свободного времени и преподнесение науки как достойного вида деятельности через центральные СМИ приведут к ее активному развитию. На начальном этапе одним из самых важных направлений исследований станет изучение самого человека: во-первых, возможность достоверно определять по каким-то объективным показателям наличие способностей и тех или иных качеств (например, склонность к альтруизму, соотношение личных интересов и интересов дела, психологическая готовность к тому, чтобы стать родителем/воспитателем), что необходимо для уровневой системы, во-вторых, изучение различных паранормальных способностей человека (телепатии, ясновидения и т.п.) и экстремальных возможностей человеческого организма, в третьих — измененные состояния сознания и их практическое использование (например, «управляемые открытия», т.е. погружение в транс с целью вытащить из бессознательного решение того или иного вопроса или сверхбыстрое обучение). В дальнейшем исследования сосредоточатся на экологических проблемах, вопросах гармонизации отношений человека и природы (кстати, численность населения постепенно сократится до полумиллиарда и будет поддерживаться на этом уровне), а после того, как они будут решены — на освоение дальнего космоса и решение проблемы поклеточного копирования человеческого тела и информации, хранящейся в мозге (т.е. при старении или получении серьезной травмы можно будет вырастить себе новое здоровое тело и перенести туда сознание). Так же будет уделено внимание безопасному воздействию на эмоциональное состояние человека химическими способами для вывода его из тяжелых переживаний.

В значительной мере будет пересмотрено понятие морали в науке, в частности, станут допустимы эксперименты над людьми (хотя не исключаю, что со временем в этом отпадет актуальность из-за возможностей компьютерного моделирования, как это было с ядерными испытаниями), но использоваться в качестве материала для эксперимента будут только люди с очень серьезными психическими отклонениями, неспособные приносить обществу пользу какими-то другими путями.

Неприкосновенность частной жизни

В обществе будет господствовать убеждение «честному человеку скрывать нечего», поэтому понятие неприкосновенности частной жизни (того, что в английском языке называется privacy) будет в значительной степени ограничено. В частности, можно будет собирать любую информацию о любом человеке при условии, что данная информация не наносит материальный или моральный ущерб, но при этом этот человек должен будет доказать факт причинения этого ущерба. Кроме того, некоторая информация о человеке будет общедоступной принудительно, в частности, информация об уровне социального развития и достижениях, полученном образовании, о смене имен, о наличии судимостей или просто участии в деятельности, осуждаемой Комитетом Общественного Развития (например, киберсквоттинг).

Цензура

Будет существовать для централизованных СМИ (газеты, радио, телевидение) и сайтов крупного масштаба (таких, как Яндекс, главная страница Mail.Ru, главная страница ВКонтакте, сайты новостных агентств, «отраслевые» порталы) в целях недопущения попадания туда информации, противоречащей морали или подталкивающей к деструктивному поведению, а так же отсева низкокачественных и контр-культурных произведений. В остальной же части Интернета будет полная свобода слова (как вариант, на какие-то сайты будет накладываться ограничение по уровню пользователя). Различные высказывания, направленные против власти не пресекаются, а становятся причиной проведения расследований, что вызвало эти недовольства, то своевременное выявление и принятие мер с публичным объявлением о том, что было сделано, будет гораздо более эффективным средством предотвращения различных социальных взрывов и потрясений, чем репрессивные меры.

Военное дело

Начальная военная подготовка будет проводиться на этапе между средним и специализированным образованием. В ходе нее будут учить рукопашному бою (включая самооборону в условиях уличной драки), использованию огнестрельного оружия, действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой помощи, основам ведения диверсионной и партизанской деятельности в городских и сельских условиях в условиях оккупации. (С одной стороны, это позволит гражданам защищать себя и в мирное время от всяких хулиганов, с другой — в случае если противник оккупирует часть страны, в тылу тут же развертывается мощное партизанское движение, и чтобы удержать территорию, придется уничтожать население поголовно.) По форме это будет представлять собой тренинг-интенсив, проводящийся по месту проживания, т.е. пришли, проучились в течение дня 6-8 часов, вернулись по домам, на следующий день — снова (никаких казарм и дедовщины). Такой курс будет обязателен для всех граждан, однако при формировании групп будет учитываться пол, особенности телосложения и степень физической подготовки участников, для инвалидов будет применяться индивидуальный подход. Регулярная же армия будет формироваться исключительно на контрактной основе (иначе просто не получится, так как по мере усложнения военной техники все больше и больше времени будет требоваться на ее освоение).

Борьба с преступностью.

Вообще, все описанные выше меры в значительной степени будут служить профилактикой преступлений. В частности, наличие позитивной цели — достойного служения обществу позволит уменьшить алкоголизм и наркоманию (которые возникают от бесперспективности жизни и являются причиной значительной доли преступлений), гарантия социального минимума — преступлений вида «украл, так как есть нечего», электронная система платежей — воровства, грабежей, мошенничества и т.п. Так же исчезнут преступления из ревности (ввиду исчезновения самого понятия). Обладание всеми гражданами навыков самообороны + свободное ношение оружия — в значительной степени уменьшат хулиганство и грабежи. Так же будет разрешено свободное ношение оружия и создана всеобщая база отпечатков пальцев, а так же система контроля за местонахождением граждан. В результате полицейских потребуется значительно меньшее количество, а развившаяся система знаний о человеке позволит отбирать туда только подходящих по типу личности людей. Кроме того, значительное внимание будет уделяться профилактике преступлений. В частности, детей в подростковом возрасте будут водить на экскурсии в тюрьмы с возможностью пообщаться с заключенными (понятное дело, не с отморозками, а с теми, кто «встал на путь исправления»), что с одной стороны, заставит задуматься и снизит число попаданий туда по глупости, с другой — будет давать понимание, что заключенные — тоже люди.

Кроме того, заключенных будут не просто держать в тюрьме, а будет проводиться активная работа по выявлению причин, по которым человек стал преступником, и принятие мер, чтобы этого не повторилось. Подход тут должен быть индивидуальный: кому-то нужно дать образование, которое позволит применять способности не во вред обществу, а на благо, кому-то помощь психолога, кому-то еще что-то.

Особых отличий в судебной системе не будет, за исключением того, что при определении наказания будет учитываться отношение полезности для общества обвиняемого и потерпевшего: если у обвиняемого оно существенно больше, то наказание будет гораздо мягче, особенно в ситуациях непреднамеренных преступлений. Так же для некоторых преступлений смягчающим обстоятельством будет личная месть, но при этом факт мести должен будет доказываться со стороны обвиняемого. В значительной мере ужесточатся наказания за коммерческий спам (причем в спаме главным виновником будет считаться исполнитель рассылки, а не заказчик), вплоть до смертной казни, если это преступление повторяется, а так же за использование вредоносных программ в коммерческих целях. (Впрочем, если должным образом регулярно доводить до людей мысль о том, что нельзя покупать товары, которые рекламируют спамом, то он станет экономически невыгодным и исчезнет сам собой, сейчас он жив только по причине компьютерной безграмотности.) Самореклама некоммерческого характера не будет уголовным преступлением, но будет осуждаться морально, такой человек будет становиться изгоем.

Возможные проблемы такого общества

  1. В условиях, когда значительная часть населения не занята в материальном производстве + существуют централизованные средства массовой информации, может резко усилиться конкуренция на уровне социальных потребностей пирамиды Маслоу, начнется очень жесткая борьба за внимание, которое станет главной ценностью. Не очень понятно, как не создавать слишком сильного неравенства в этом плане.

  2. С учетом всеобщей подчиненности морали сама мораль должна быть таковой, что с одной стороны, основополагающие убеждения должны оставаться неизменными, а с другой — не слишком подавлять все новое, но не очень понятно, как это обеспечить. Кроме того, могут обостриться межпоколенческие конфликты, когда более молодые поколения уже приняли что-то новое, а более старые — не могут этого сделать.

  3. Не очень понятно, как делить имущество при выходе человека из мультиячейки. Наиболее правильным решением было «все остается в мультиячейке», но это путь к злоупотреблениям.

  4. Достаточно сложной представляется задача воспитания так, чтобы с одной стороны человек добровольно подчинял себя общественным требованиям и моральным нормам и даже не мог подумать о выходе за них, с другой — обеспечить достаточную широту мышления для целостного восприятия мира.

И даже если все перечисленные проблемы будут решены, останется риск постепенной деградации системы со временем.

Написано летом 2012 года.

Вернуться к оглавлению раздела «Архив»